Проекты
Содействие предпринимательству

Красна изба пирогами

Дата начала
01 Сентября 2015
Дата завершения
01 Января 2018
Полное наименование
Некоммерческое партнерство «Союз оценщиков Республики Татарстан»
+7 (843) 236-57-53
+7 (987) 225-01-71
Рейтинг проекта
Проголосуйте за проект, если он вам нравится
7.8 / 10
Цели и задачи
Цель проекта – формирование и популяризация базовой потребительской линейки экологически качественных, импортозамещающих, традиционных продовольственных товаров. 
Описание проекта

Описание проблемы:

Экологическая составляющая повседневного продовольственного потребления в Республике Татарстан, как и в России, в целом, как правило, незначительна. Потребительские предпочтения формируются, во многом, под влиянием рекламы, существенное значение имеет цена продукта, даже в ущерб его качеству. Массовая экспансия зарубежного продовольствия привела к утрате «генетического доверия», предпочтения традиционной пищи. Добровольное подтверждение качества при отказе од единых государственных стандартов пока не дало приемлемых и доступных для граждан алгоритмов безопасного и качественного потребления. Массовая реклама некачественной, а иногда и вредной для здоровья пищевой продукции постоянно адаптируется к ограничительным мерам законодательства и, с учетом широкого развития коммуникаций, постоянно воздействует на потребительский спрос. С введением санкций по импорту пищевой продукции также возникла проблема роста объемов контрафактной продукции.
Основные проблемы - отставание ее от действующих стандартов (ХААСП, Таможенного союза и др.), требований рынка, включая предпочтения потребителей и критерии «входа» торговых сетей (качественные), отсутствие доступной ресурсной и информационной поддержки. Данные проблемы, в частности, были выявлены Союзом оценщиков РТ при привлечении, в качестве социального партнера и независимого эксперта, к реализации проекта «Национальная торговая марка», организации и подготовке I Республиканского фестиваля-конкурса «Национальная торговая марка Республики Татарстан», в том числе, в составе жюри фестиваля (http://mzio.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/457445.htm). 

В то же время, данная ситуация способствует развитию и продвижению отечественной, импортозамещающей, конкурентной, качественной и экологически безопасной пищевой продукции. Однако, уникальная по рецептуре и органолептическим (вкусовым) качествам традиционная пищевая продукция, производимая в районах республике на бытовом или мелкопредпринимательском уровне, в большинстве, даже при надлежащем качестве, не имеет каналов широкой популяризации, серийного производства и сбыта.

Отбор такой продукции, сопряженный с экспертной оценкой маркетинговых перспектив, дальнейшим ее продвижением и популяризацией – основная цель проекта. В конечном итоге, соответствующий требованиям бренда «Национальная торговая марка Республики Татарстан», образец должен устойчиво ассоциироваться у потребителя с качеством и экологической безопасностью, отражать исторические корни продукции и быть узнаваемым и популярным, наряду с чак-чаком, вяленым гусем и др. Пока что, например, даже традиционный айран, представленный в популярной торговой сети ввезен из Ярославской области.

В сотрудничестве с профильными органами власти и экспертными организациями, испытательными лабораториями был выработан ряд критериев для пищевой продукции, производимой (реализуемой) в Республике Татарстан: http://оценщики-рт.рф/wp-content/uploads/2015/07/Требования-к-заявляемой-продукции.doc. В целях проекта, с учетом ресурсного обеспечения, как минимум, отбираемая продукция должна быть произведена из органического отечественного продовольственного сырья, без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок - основные критерии, успешно зарекомендовавшие себя, например, в Республике Беларусь.
Кроме того, для отбора экологически безопасной и конкурентной продукции необходимы лабораторные исследования воды и почв, на которых выращивается продукция на наличие и количественное содержание пестицидов, тяжелых металлов, радионуклидов и иных загрязняющих веществ, оценка технологического процесса забоя/надоя/производства/переработки/упаковки, соблюдение условий хранения и транспортировки продукции, оценка экологической составляющей. 

Представляемый проект, естественно, ввиду ограниченности ресурсов, не может решить всего комплекса этих проблем, однако формирует базовую линейку и создает предпосылки для дальнейшего улучшения качества, конкурентных характеристик и включения в массовое продвижение отобранной экологически безопасной традиционной отечественной пищевой продукции.

Ожидаемые результаты

В рамках проекта предполагается проведение в районах республики мониторинга лучших традиционных образцов пищевой продукции (переработки молочного, мясного, растительного сырья, включая кулинарные изделия) с привлечением экспертных организаций, потребителей и заинтересованных органов власти. По результатам мониторинга определяется линейка потребительских предпочтений (15-30 видов продукции), проводится первичный анализ, лабораторные исследования, оценка соответствия и маркетинговых перспектив продукции. Эффективности мониторинга способствует практика деятельности и взаимодействия с товаропроизводителями, потребителями более 30 организаций-членов НП «Союз оценщиков РТ» по всей территории Республики Татарстан, опыт оценки конкурентоспособности отбираемой продукции.

Отобранная, по результатам мониторинга, продукция сопровождается экспертно-информационной поддержкой НП «Союз оценщиков РТ» и партнеров в регионах деятельности, торговых сетях, на внешних и внутреннем рынке и представляется для дальнейшего подтверждения соответствия бренду "Национальная торговая марка Республики Татарстан". При дальнейшем развитии проекта предполагается доведение до требуемых стандартов и популяризация традиционной, экологически качественной пищевой продукции.

10 октября 2015 г., с привлечением широкого круга товаропроизводителей и граждан – посетителей казанского агропромпарка, состоялся I Республиканский фестиваль-конкурс «Национальная торговая марка Республики Татарстан» по номинации «Казылык» (отечественная мясная продукция).

В ходе конкурса жюри и зрители оценивали более 35 образцов мясной продукции по категориям «Колбасные изделия вареные», «Колбасные изделия копченые», «Деликатесы» и «Мясные полуфабрикаты». При этом, если зрительские симпатии отдавались дегустируемой продукции только по внешнему виду и вкусу, то критериями для жюри были также соответствие действующим стандартам, органолептические качества, требования к упаковке и оформлению, маркировка и атрибутика, награды и поощрения, раскрытие темы, дизайн, оформление и подача продукции.
В состав жюри фестиваля-конкурса вошли представители организаторов – Илсур Сафиуллин, Диана Валеева (ГУП РТ «Национальная торговая марка») и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Назип Хазипов, а также народная артистка РТ и РСФСР Венера Ганеева, руководитель Ассоциации рестораторов и отельеров Зуфар Гаязов, председатель Всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарит Уразаев, исполнительный директор Союза оценщиков РТ Олег Булгаков, представители организаций-спонсоров фестиваля — Азат Габдулахатов (НАСКО-Татарстан), Марат Даутов (АКБ «СПУРТ»), профильных министерств и ведомств — Светлана Генералова (Роспотребнадзор по РТ), Айгуль Бабаева (Минпромторг РТ), Андрей Макаров (ФБУ «Центр стандартизации, метрологии и испытаний в РТ»).
Компетентность и объективность работы жюри отразило совпадение оценок по основным позициям с определенными в ходе дегустации потребительскими предпочтениями гостей и участников фестиваля.

Дипломы I степени получили колбасы «Докторская» и «Казылык» (ООО «Пестречинка»), вареная «Говяжья» «Халяль» в/с ГОСТ (ОАО «Елабужский мясоконсервный комбинат»), сервелат «Российский» (ООО «Заинский мясокомбинат»), грудинка «Кремлевская» (ООО «Челны-фуд»), запеченая утка (ООО «ФХ «Рамаевское»), колбаса в/к сервелат «Бородинский» и мясное изделие «Хлеб аппетитный с сыром» (ООО «Челны-Бройлер»), 2 степени — конина филей копчено-вареная (ООО «Добро мясо»), колбаса «Московская» (ОАО «Елабужский мясоконсервный комбинат»), колбаса полукопченая «Рахмат» (ООО «Челны-Бройлер»), «Туган Як» (ООО «Пестречинка»), 3 степени — Сервелат «Астория» и тушка копчено-вареная «Халяль» (ООО «Пестречинка»), ветчина «К завтраку» (Дядюшкина Ферма, ООО «Челны-фуд»).

В категории «Полуфабрикаты», учитывая высокие вкусовые качества приготовленной продукции, конкурентную упаковку, соответствие международным стандартам, жюри единодушно решило присудить всем участникам дипломы первой степени: cубпродукты и полуфабрикаты из мяса утки (ООО «ФХ «Рамаевское»), сосиски «Говяжьи» «Халяль» (ОАО «Елабужский мясоконсервный комбинат), тушка цыплят-бройлеров в вакуумной упаковке, нагетсы с ветчиной и сыром, купаты «Дарницкие» и белые с зеленью (ООО «Челны-Бройлер»). Жюри отметило также хорошие вкусовые качества внеконкурсной продукции крестьянско-фермерского хозяйства Закировой Р. З. (Балтаси), представившей традиционные национальные изделия — казылык, гусь копченый, копчености из конины, и предложило, совместно с ГУП «Национальная торговая марка», довести их до сертификационных требований, повышенных по сравнению с действующими стандартами, для дальнейшей популяризации на внешних рынках и в торговых сетях.

Призы зрительских симпатий завоевали сервелат «Бородинский» (ООО «Челны-Бройлер»), казылык горячего копчения и конина филей копчено-вареная, (ООО «Добро мясо»), полукопченая колбаса (ИП Юмаев, п. Октябрьский, Республика Башкортостан). Также в этой номинации незначительно отстал от призеров один из известных под маркой «Али и сыновья» производителей казылыка — КФХ «Сулейманов».
Продукция всех участников конкурса будет сопровождаться и продвигаться на внутреннем и внешнем рынке, сертифицироваться на льготных условиях, а победители получат право ее реализации ее под брендом «Национальная торговая марка».

«Фестиваль показал значительный потенциал импортозамещения, перспективность совместной работы Союза оценщиков РТ и ГУП «Национальная торговая марка» по созданию и коммерциализации единого бренда для качественной, конкурентной, безопасной и доступной отечественной пищевой продукции, оценке и дальнейшему развитию перспективных бизнес-проектов российских товаропроизводителей. Также совместная деятельность планируется в направлении оптимизации производства, оценки и сокращения рисков в сфере производственной кооперации, где по основным направлениям производства и переработки продукции (мясомолочная продукция, овощеводство и др.) уже организованы производственные кооперативы. Там осуществляется функциональное управление как производственными, логистическими процессами, закупками, так и последующей переработкой до конечного востребованного продукта с его реализацией. Совместно с Минземимущества РТ имеется перспектива ввода в хозяйственный оборот незадействованных производственных мощностей, программ оптимизации управления земельными ресурсами и недвижимостью», — сообщил Олег Булгаков.

Отчеты по проекту
14 Декабря 2017
Создание приверженного покупателя ускоряет конвергентный сегмент рынка, учитывая результат предыдущих медиа-кампаний. Потребительская база все еще интересна для многих. Маркетинг довольно хорошо сбалансирован.
Фотография 1
14 Декабря 2017
Создание приверженного покупателя ускоряет конвергентный сегмент рынка, учитывая результат предыдущих медиа-кампаний. Потребительская база все еще интересна для многих. Маркетинг довольно хорошо сбалансирован.
Фотография 1
14 Декабря 2017
Создание приверженного покупателя ускоряет конвергентный сегмент рынка, учитывая результат предыдущих медиа-кампаний. Потребительская база все еще интересна для многих. Маркетинг довольно хорошо сбалансирован.
Фотография к отчёту