Ранний старт: доступная помощь детям раннего возраста
В современной государственной системе оказания социальных услуг семьям с детьми с особенностями развития остро стоит проблема своевременности предоставления необходимых услуг. Семья, остро нуждающаяся в услугах ранней помощи, в силу отсутствия отработанного межведомственного маршрута по оказанию помощи такому ребенку и его семье, вынуждена ждать своей очереди, в следствие чего драгоценное время бывает упущено. Кроме того, услуги, которые семья получает в процессе стандартного курса реабилитации, строго ограничены временем и не включают в себя, важные компоненты ранней помощи, такие как, например, домашнее визитирование или длительная информационная поддержка семьи. А ведь именно естественная для ребенка, домашняя среда, взаимодействие с родителями и семьей – основной ресурс развития маленького человека. Между тем, большинство умений, формируемых у ребенка в многочисленных курсах реабилитации, носят академический характер и очень мало связаны с повседневной жизнью ребенка. А от этого напрямую зависит качество жизни ребенка и его семьи.
В современной государственной системе оказания социальных услуг семьям с детьми с особенностями развития остро стоит проблема своевременности предоставления необходимых услуг. По данным статистики Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2021 году раннюю помощь в организациях различной подведомственной принадлежности получили 3970 детей раннего возраста. Несмотря на то, что в Республике проводится большая работа по развитию межведомственного взаимодействия в части оказания ранней помощи семьям, говорить о существовании действительно работающего маршрута, в рамках которого семья получает согласованную поддержку специалистов разных ведомств, пока еще рано.
Семья, остро нуждающаяся в услугах ранней помощи, в силу отсутствия отработанного межведомственного маршрута по оказанию помощи такому ребенку и его семье, вынуждена ждать своей очереди, в следствие чего драгоценное время бывает упущено. Кроме того, услуги, которые семья получает в процессе стандартного курса реабилитации, строго ограничены временем и не включают в себя, важные компоненты ранней помощи, такие как, например, домашние визиты, сопровождение на этапе перехода в дошкольное учреждение или длительная информационная поддержка семьи. Большинство умений, формируемых у ребенка в многочисленных курсах реабилитации, носят академический характер и очень мало связаны с повседневной жизнью ребенка. А от этого напрямую зависит качество жизни ребенка и его семьи.
Семьи с ребенком раннего возраста с нарушениями развития ежедневно сталкиваются с большими трудностями в повседневной бытовой жизни при необходимости каждый день общаться и договариваться с ребенком, кормить, одевать его, ездить в транспорте, посещать общественные места, которые, как правило, не могут быть решены в условиях традиционной структуры занятий в учреждении. Им необходимо огромное количество поддержки-информационной, ресурсной, эмоциональной. Однако, отсутствие у них необходимых знаний, особенно в первые годы жизни ребенка с нарушениями развития, никак не способствует его успешному воспитанию в домашних условиях.
Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в государственные программы помощи не включена система длительного консультирования и домашнего визитирования, позволяющая организовать работу с семьей с максимальным учетом их потребностей в повседневной жизни с ребенком с нарушениями развития. Известно также, что наиболее эффективные программы помощи - это своевременно начатые программы ранней помощи, в основе которых лежит опора на развитие функциональных навыков ребенка и активное участие семьи.
В связи с этим наиболее эффективной формой сопровождения семьи с ребенком с нарушениями развития раннего возраста является консультирование и информационная поддержка на протяжение длительного времени, а также обязательное домашнее визитирование. Домашнее визитирование предполагает выход специалиста или специалистов в семью для создания специальных условий успешной социальной и психолого-педагогической адаптации семьи и ребенка.
Проект «Ранний старт» направлен на реализацию эффективных и доступных программ ранней помощи семьям с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития на базе регулярно действующей службы ранней помощи.
1. Создание регулярно функционирующей службы ранней помощи позволит обеспечить доступность услуг ранней помощи нуждающимся семьям
2. Формирование у детей раннего возраста с особенностями развития функциональных навыков, увеличение их собственной и познавательной активности, снижение дезадаптивного поведения – дети станут более самостоятельными, в том числе в быту, улучшится их функционирование, уменьшится количество самостимуляций, агрессии. Систематические занятия и консультации по позиционированию, развитию коммуникативных, бытовых навыков позволят достичь оптимального уровня функционирования детей, дающего максимально возможную самостоятельность и психологический комфорт