Культурно-развлекательное

Памяти Семена Степановича Гулака-Артемовского, автора первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

1 Апреля 2020

14 апреля 1863 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге была поставлена первая украинская опера «Запорожец за Дунаем», наполненная музыкой, мягким бархатным пением, что так свойственно душе украинского народа. Этому искусству посвятило свою жизнь немало талантливых людей, которые зачастую становились способными композиторами.

Имя Семена Степановича Гулака-Артемовского в этом ряду, вне сомнения, можно поставить одним из первых. О композиторе Николае Лысенко можно сказать – великий, а о композиторе Семене Гулаке-Артемовском можно сказать – первый. Главное достижение Гулака-Артемовского - создание первой украинской национальной оперы «Запорожец за Дунаем».

Будущий певец и композитор родился 16 февраля 1813 года на хуторе Гулаковщина в семье сельского священника. Семья имела богатые культурные традиции. Родной брат отца, Петр Гулак-Артемовский, был профессором Харьковского университета, основателем басенного жанра в украинской литературе. Его басня «Пан та Собака» - сатира на крепостной строй - включена в школьную программу по литературе.

С 11 лет Семен учился в Киевском духовном училище, затем в духовной семинарии, но успехами в богословии не блистал, так как все его время и внимание было отдано пению. По распоряжению киевского митрополита Евгения он был взят в хор Софийского собора, затем в хор Михайловского Златоверхого монастыря. В 1838 году, во время богослужения в Михайловском монастыре, на него обратил внимание М.И.Глинка, который после успешной постановки оперы «Жизнь за царя» был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, и руководил ею в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл в Украине, где отбирал для капеллы певчих. Он предложил юноше переехать в Санкт-Петербург. Сделать это было очень непросто, ведь поступая в училище молодой человек принял монашеский постриг, и уйти из монастыря не мог. Но Глинка помог Семену выйти из монашеского сана и поступить на «мирскую службу». Так в октябре 1838 года Гулак-Артемовский оказался в Петербурге.

До 1839 года Глинка обучал молодого певца музыке и вокалу, готовил для оперной сцены, организовал в его пользу несколько концертов, на собранные средства отправил учиться за границу. Побывав в Париже, Гулак-Артемовский уехал в Италию, где после двух лет обучения дебютировал в 1841 году во Флорентийской опере. В 1842 году Семен возвратился в Петербург, и на протяжении 22 лет (до 1864 года) был солистом Императорской русской оперы в Петербурге, а в 1864 - 1865 гг. — Большого театра в Москве.

М.Глинка в то время писал оперу «Руслан и Людмила», и видел в молодом музыканте исполнителя партии Руслана. С.С. Гулак-Артемовский стал первым исполнителем этой партии в московской премьере оперы в 1846 году в Большом театре. Премьера в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась в 1842 году и тогда в ней пел другой певец.

Гулак-Артемовский пел великолепно! Услышав его, Тарас Шевченко писал: "Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей правда! Замечательный певец - ничего не скажешь". Семен Степанович близко дружил с Тарасом с 1838 года. Занятия по обучению молодого человека иностранным языкам Глинка поручил своему другу Нестору Кукольнику, в доме которого Артемовский и познакомился с Тарасом Шевченко. Они были почти ровесниками, оба самозабвенно любили Украину. В период пребывания поэта в ссылке, композитор всячески его поддерживал. Шевченко высоко ценил певческий талант Гулака-Артемовского. Известную песню «Стоїть явір над водою» Гулак-Артемовский посвятил Шевченко.

Он выступал не только в Петербурге и Москве, гастролировал также в провинциальных городах. Репертуар Гулака-Артемовского включал 51 партию преимущественно в операх. Выступал также в 11 водевилях и комедиях. У него не только был божественной красоты голос (бас-баритон), но и способности к сочинению музыки. Семену было тесно в рамках певца-исполнителя. В нем все настойчивее проявлялись композиторские способности. За десять лет до создания оперы «Запорожец за Дунаем» певец начал создавать крупные музыкально-сценические произведения:

- вокально-хореографический дивертисмент «Украинская свадьба» (1852 г.), который был составлен из танцев, хоровых и сольных песен (сам певец исполнял в ней роль запорожца-бандуриста);

- написал музыку к собственной комедии-водевилю «Ночь накануне Иванова дня» (1852 г.), который был показан как бенефис артиста (действие пьесы происходит на родине автора);

- написал музыку к драме «Разрушители кораблей» (1853).

Через всю творческую жизнь Гулака-Артемовского четко прослеживается украинская тематика:

- играл в пьесе «Москаль-Чарiвник»;

- собирал, обрабатывал, записывал на ноты народные песни. Благодаря его стараниям удалось сберечь от забытья много произведений украинского народного творчества, в частности, песню «Ой, на горі та й женці жнуть»;

- является автором ряда украинских песен: «Стоїть явір над водою», «Спать мені не хочеться» и других.

Признание и популярность Гулаку-Артемовскому как композитору принесла опера «Запорожец за Дунаем» (1863 г). О ней следует сказать особо. Идею сюжета Гулаку-Артемовскому подсказал известный историк Николай Костомаров. Опера имеет комический смысл, но запорожцы за Дунаем оказались вследствие репрессивной политики царского правительства. По указу Екатерины II была разгромлена Запорожская Сечь. Козаки, хотя и неохотно, служили турецкому султану. В 1829 году Задунайская сечь перестала существовать, но покинуть турецкие пределы и уйти в царскую Россию согласились далеко не все запорожцы. Основой украинской громады в современной Румынии являются далекие потомки тех запорожцев.

Опера «Запорожец за Дунаем» впервые была поставлена на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге 14 апреля 1863 года. В музыке использовано большое количество народных мотивов. На премьере партию Карася пел сам Гулак-Артемовский. Публика прекрасно приняла оперу, и уже на премьере требовала повторить хореографические номера. Газеты писали хвалебные рецензии: «Композитор показал свой блестящий комедийный талант». Зрители увидели эту оперу 14 раз. В следующем сезоне оперу сняли с репертуара, поскольку выяснилось, что музыка «позаимствована» у Моцарта из оперы «Похищение из сераля». Автор в неё добавил народные мелодии и переработал отдельные места. В то же время автором либретто был сам Гулак-Артемовский, и в музыке на первом месте слышны национальные мотивы. Кроме того, очень важно, что Гулак-Артемовский создал оперу с текстом на украинском «народном» языке.

Не будем упрекать Семена Степановича. Услышать в готовой мелодии другое по сюжету произведение может не каждый музыкант. Кроме того, Шекспир тоже переделывал старые сюжеты, и этот список «полузаимствованный» может быть продолжен до бесконечности. Известный музыкант Антонович писал в 1925 году об этой опере так: «Опера Моцарта „Похищение из сераля“ на Украине никогда не исполнялась, а „Запорожца за Дунаем“ хорошо знает каждый украинский театрал». Для нас Семен Степанович Гулак-Артемовский навсегда останется автором замечательной оперы «Запорожец за Дунаем».

Следующая постановка произведения была осуществлена через 20 лет. Есть предположение, что причиной запрещения стало не заимствование мелодии у Моцарта, а то, что в России увидели намеки на неоднозначные политические шаги царизма в истории Украины. В опере вспоминаются неуважительно Екатерина II и Григорий Потемкин (Грицько Нечеса). Тем более, что царское правительство начало репрессии против проявлений национальной культуры народов, входивших в состав Российской империи, всюду видя тенденции «сепаратизма». Причиной репрессий стало польское восстание 1863 года. Цензурный запрет касался и развития украинской драматургии и театра. «Запорожец за Дунаем» был поставлен впервые после 1863 года украинской труппой 11 июля 1884 года в Ростове-на-Дону. Роль Карася исполнил М. Кропивницкий, Одарки - М. Садовская, Оксаны - М. Заньковецкая.

Опера была востребована в Советском Союзе. Она фактически поучила второе рождение. Дуэт Одарки и Карася навсегда останется «драгоценным бриллиантом» в украинском оперном искусстве. В этом дуэте блистали несравненные артисты: Иван Паторжинский и Мария Литвиненко-Вольгемут; Оксана Петрусенко и Михаил Донец.

После обвинения в плагиате, Семен Степанович со скандалом покинул Мариинский театр и переехал в Москву. В 1864-1865 гг. пел в Большом театре. Со временем голос у певца стал угасать, ему стали недоступны оперные партии, и он оставил сцену.

Семен Степанович был человеком необычным и разносторонне одаренным. Современники рассказывают, что у композитора была страсть к рисованию. Гулак-Артемовский увлекался написанием картин-миниатюр. Он глубоко верил в целительную силу гипноза. Есть данные, что композитор даже принимал пациентов, и никакой платы за лечение не брал. В свое время он составил «Статистико-географическую таблицу городов Российской империи». Он же предложил собственный проект водопровода в Петербурге.

Последние годы жизни Гулака-Артемовского в Москве прошли тихо. Скончался Семен Степанович в возрасте 60 лет, 17 апреля 1873 года (по другим данным 1874 г). Похоронен на Ваганьковском кладбище без особых почестей. Прямых потомков композитор не оставил, три его дочери умерли в детстве. Шли годы. Могила затерялась. Вспомнили об украинском композиторе только после Отечественной войны, тогда и начались поиски его могилы. В 1952 году, благодаря настойчивости артистов театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, могилу Семена Степановича нашли, привели в порядок, на свои средства установили памятник. Низкий поклон этим неуказанным артистам.

Прямых потомков Артемовский не оставил, но у него был брат. И сегодня в Городище, на родине певца, в той самой Гулаковщине, проживают Гулаки - потомки знаменитого рода, работает музей в честь знаменитого земляка. В музее хранится даже проект того самого Петербургского водопровода. В Городище установлен памятник С.С. Гулаку-Артемовскому, его имя носит Городищенская школа и Черкасское музыкальное училище.

 

Украина помнит своего славного сына:

- в 1971 году в Городище установлен памятник Гулаку-Артемовскому. Авторами монумента являются скульптор Галина Кальченко и архитектор Анатолий Игнащенко;

- в 2013 году, в рамках празднования 200-й годовщины со дня рождения композитора, предприятием «Укрпочта» выпущена марка и конверт с изображением портрета Гулака-Артемовского и сцены из оперы «Запорожец за Дунаем»;

- опера была экранизирована в 1938 году (режиссер И. Кавалеридзе). В фильме играли и пели лучшие артисты и певцы своего времени. Карася играл Степан Шкурат, а партию Андрея за кадром пел Иван Козловский.

- Вторая экранизация состоялась в 1953-м году (режиссер В. Лапокныш). В этом дуэте играли и пели главные партии Иван Паторжинский и Мария Литвиненко-Вольгемут.

Вот такая нелегкая, но интересная судьба у первой украинской оперы. Она почти 160 лет радует зрителей и слушателей. Думаю, что она в культурном наследии Украины и украинцев останется навсегда.

У читающих прошу прощения за возможные ошибки и неточности. Если вы знаете больше — напишите. Буду признателен

 

Председатель Нижнекамской национально–культурной

автономии «Українське товариство «ВЕРБИЧЕНЬКА»   Евгений Савенко

Ближайшие мероприятия
04 Августа 2020
Кукольный театр "Тулпар" ("Пегас") сказка "Кошкин дом"
05 Августа 2020
Новогодний праздник
04 Августа 2020
Юбилей ДШИ в Бавлах
04 Августа 2020
Финал конкурса "Нечкэбил-2019"
04 Августа 2020
"Жемчужина Татарстана"
Все новости