Школа социального добровольца
С 1 мая 2018 года вступают в силу изменения в законодательстве: Федеральным законом от 05.02.2018 N 15-ФЗ Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» наименование Закона излагается в новой редакции – «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве). Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего законодательства.
Добровольчество (волонтерство) представляет собой сложное явление, о чем свидетельствует тот факт, что в науке и практике существуют различные трактовки этих понятий: форма социальной активности граждан; мало специализированный труд; социальная практика и др. Иными словами добровольчество определяется как в широком, так и в узком смысле. Однако единое понимание наблюдается при определении специфики добровольчества – это добровольный и неоплачиваемый вид деятельности. Кроме этого, ряд исследователей в качестве специфики указывают на непрофессиональный характер добровольчества, что предполагает широкое вовлечение различных категорий граждан.
В настоящее время добровольчество как ресурс социальной поддержки все чаще используется в практике учреждений и организаций, работающих с разными нуждающимися категориями граждан. Во многом это связано с тем, что данный вид деятельности играет определенную роль в социализации, позволяя молодежи эффективно интегрироваться в жизнь не только местного сообщества, но и выходить на международный уровень. Так, во многом благодаря организации и проведению Универсиады (Казань, 2013 г.), Олимпиады (Сочи, 2014 г.) молодежь получила возможность проявить себя в качестве спортивных волонтеров, чей труд традиционно отмечается на специальных церемониях. Эффективность реализации мероприятий, к которым привлекаются волонтеры, зависит не только от качества реализованных волонтером функций, но и от характера эмоций, сопровождающих волонтерство как деятельность.
В ходе проекта «Школа социального добровольца» наш интерес был сосредоточен прежде всего на студентах КИУ, из числа которых в начале были отобраны 40 человек (20 в Казани, 20 – в Нижнекамске). Сам проект, его инициация были обусловлены, в том числе, запросами на добровольцев со стороны учреждений сферы образования и социальной защиты для конкретных категорий (пожилые люди, дети-сироты).
Было решено, что для организации обучения есть все составляющие: ВУЗ может предоставить материально-техническую базу (аудитории), разработать рабочую программу и рекомендации. Добровольчество интерактивно по сути своей; доброволец выступает в качестве одного из субъектов социальной интеракции, от подготовки которого зависит успешность волонтерской акции в целом. В качестве базового подхода к специальной подготовке волонтеров выступает компетентностный подход.
Добровольческие программы могут существовать как сами по себе, так и внутри каких-либо благотворительных и некоммерческих организаций. В любом случае, они всегда тесно связаны с наиболее острой социальной проблематикой, поэтому зачастую не остаются локальными инициативами и довольно быстро приобретают изрядное количество сторонников (конечно, при условии грамотной координации). Очевидно, что деятельность по подготовке, обучению сегодня является одним из основных направлений работы с социальными добровольцами: но пока не понятно, кто должен быть ответственен за эту деятельность и организовывать ее постоянную работу.
Вузы, такие как наш, имея необходимую базу (материально-техническую, педагогический состав и методическую) готовы обучать будущих социальных добровольцев. Однако функции контроля и организации, наверное, должны взять на себя заинтересованные организации – СОНКО, предоставляющие социальные услуги и формирующие отряды добровольцев, а также министерства и ведомства, заинтересованные в труде добровольцев в своих подразделениях.В ходе реализации проекта: нами была разработана 32 часовая образовательная программа по подготовке социального добровольца, произведен набор лиц, изъявивших желание стать социальными добровольцами из числа обучающихся в КИУ (ИЭУП) в гг. Казани и Нижнекамске, после теоретического обучения, слушатели «Школы социального добровольца» прошли практику в организациях и учреждениях социального обслуживания населения, по результатам обучения лучшие из них представили эссе, где попытались описать свои впечатления от работы в качестве социального добровольца, в рамках проекта была разработана анкета слушателя «Школы социального добровольца», состоящая из входной и выходной частей, используя её был проведен опрос слушателей «Школы социального добровольца»
В рамках реализации проекта «Школа социального добровольца» были выработаны критерии, предъявляемые к работе социального добровольца.
Критерии, предъявляемые к добровольцам в работе с пожилыми людьми:
1. Толерантность к людям пожилого возраста и инвалидам;
2. Наличие мотивации и желания осуществлять волонтерскую деятельность с данной целевой группой;
3. Наличие навыков коммуникативного общения с возрастной аудиторией;
4. Знание основ геронтологии;
5. Умение оперативно принимать решения и включаться в организационный процесс;
6. Организаторские способности;
7. Эмпатия.
Критерии, предъявляемые к добровольцам в работе с детьми-инвалидами:
1. Толерантность к детям-инвалидам;
2. Наличие мотивации и желания осуществлять волонтерскую деятельность с данной целевой группой;
3. Наличие навыков коммуникативного общения с данной аудиторией (включая родителей детей);
4. Знание основных понятий: «инвалидность» и «реабилитация»;
5. Умение оперативно принимать решения и включаться в организационный процесс;
6. Организаторские способности;
7. Эмпатия.
Применение данных критериев является, на наш взгляд, обязательной при подборе добровольцев для работы в организациях и учреждениях социального обслуживания населения и т.д.С 1 мая 2018 года вступают в силу изменения в законодательстве: Федеральным законом от 05.02.2018 N 15-ФЗ Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» наименование Закона излагается в новой редакции – «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве). Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего законодательства.
Добровольчество (волонтерство) представляет собой сложное явление, о чем свидетельствует тот факт, что в науке и практике существуют различные трактовки этих понятий: форма социальной активности граждан; мало специализированный труд; социальная практика и др. Иными словами добровольчество определяется как в широком, так и в узком смысле. Однако единое понимание наблюдается при определении специфики добровольчества – это добровольный и неоплачиваемый вид деятельности. Кроме этого, ряд исследователей в качестве специфики указывают на непрофессиональный характер добровольчества, что предполагает широкое вовлечение различных категорий граждан.
В настоящее время добровольчество как ресурс социальной поддержки все чаще используется в практике учреждений и организаций, работающих с разными нуждающимися категориями граждан. Во многом это связано с тем, что данный вид деятельности играет определенную роль в социализации, позволяя молодежи эффективно интегрироваться в жизнь не только местного сообщества, но и выходить на международный уровень. Так, во многом благодаря организации и проведению Универсиады (Казань, 2013 г.), Олимпиады (Сочи, 2014 г.) молодежь получила возможность проявить себя в качестве спортивных волонтеров, чей труд традиционно отмечается на специальных церемониях. Эффективность реализации мероприятий, к которым привлекаются волонтеры, зависит не только от качества реализованных волонтером функций, но и от характера эмоций, сопровождающих волонтерство как деятельность.
В ходе проекта «Школа социального добровольца» наш интерес был сосредоточен прежде всего на студентах КИУ, из числа которых в начале были отобраны 40 человек (20 в Казани, 20 – в Нижнекамске). Сам проект, его инициация были обусловлены, в том числе, запросами на добровольцев со стороны учреждений сферы образования и социальной защиты для конкретных категорий (пожилые люди, дети-сироты).
Было решено, что для организации обучения есть все составляющие: ВУЗ может предоставить материально-техническую базу (аудитории), разработать рабочую программу и рекомендации. Добровольчество интерактивно по сути своей; доброволец выступает в качестве одного из субъектов социальной интеракции, от подготовки которого зависит успешность волонтерской акции в целом. В качестве базового подхода к специальной подготовке волонтеров выступает компетентностный подход.
Добровольческие программы могут существовать как сами по себе, так и внутри каких-либо благотворительных и некоммерческих организаций. В любом случае, они всегда тесно связаны с наиболее острой социальной проблематикой, поэтому зачастую не остаются локальными инициативами и довольно быстро приобретают изрядное количество сторонников (конечно, при условии грамотной координации). Очевидно, что деятельность по подготовке, обучению сегодня является одним из основных направлений работы с социальными добровольцами: но пока не понятно, кто должен быть ответственен за эту деятельность и организовывать ее постоянную работу.
Вузы, такие как наш, имея необходимую базу (материально-техническую, педагогический состав и методическую) готовы обучать будущих социальных добровольцев. Однако функции контроля и организации, наверное, должны взять на себя заинтересованные организации – СОНКО, предоставляющие социальные услуги и формирующие отряды добровольцев, а также министерства и ведомства, заинтересованные в труде добровольцев в своих подразделениях.