Проекты
Развитие институтов гражданского общества

Школа социального добровольца

Дата начала
01 Сентября 2017
Дата завершения
15 Марта 2018
Полное наименование
Частное образовательное учреждение высшего образования "Казанский инновацилнный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)"
+7 843 231-92-90
Рейтинг проекта
Проголосуйте за проект, если он вам нравится
NAN / 10
Цели и задачи
Добровольчество — это, безусловно, один из трендов в социальной жизни современной России, и это закономерно. Количество людей, которые добровольно предлагают себя в качестве безвозмездных помощников благотворительным организациям, так же как и в целом, количество людей, в том или ином виде вовлеченных в благотворительность, всегда увеличивается в обществе пропорционально увеличению в нем доли среднего класса.
Описание проекта

С 1 мая 2018 года вступают в силу изменения в законодательстве: Федеральным законом от 05.02.2018 N 15-ФЗ Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» наименование Закона излагается в новой редакции – «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве). Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего законодательства.

Добровольчество (волонтерство) представляет собой сложное явление, о чем свидетельствует тот факт, что в науке и практике существуют различные трактовки этих понятий: форма социальной активности граждан; мало специализированный труд; социальная практика и др. Иными словами добровольчество определяется как в широком, так и в узком смысле. Однако единое понимание наблюдается при определении специфики добровольчества – это добровольный и неоплачиваемый вид деятельности. Кроме этого, ряд исследователей в качестве специфики указывают на непрофессиональный характер добровольчества, что предполагает широкое вовлечение различных категорий граждан.

В настоящее время добровольчество как ресурс социальной поддержки все чаще используется в практике учреждений и организаций, работающих с разными нуждающимися категориями граждан. Во многом это связано с тем, что данный вид деятельности играет определенную роль в социализации, позволяя молодежи эффективно интегрироваться в жизнь не только местного сообщества, но и выходить на международный уровень. Так, во многом благодаря организации и проведению Универсиады (Казань, 2013 г.), Олимпиады (Сочи, 2014 г.) молодежь получила возможность проявить себя в качестве спортивных волонтеров, чей труд традиционно отмечается на специальных церемониях. Эффективность реализации мероприятий, к которым привлекаются волонтеры, зависит не только от качества реализованных волонтером функций, но и от характера эмоций, сопровождающих волонтерство как деятельность.

В ходе проекта «Школа социального добровольца» наш интерес был сосредоточен прежде всего на студентах КИУ, из числа которых в начале были отобраны 40 человек (20 в Казани, 20 – в Нижнекамске). Сам проект, его инициация были обусловлены, в том числе, запросами на добровольцев со стороны учреждений сферы образования и социальной защиты для конкретных категорий (пожилые люди, дети-сироты).

Было решено, что для организации обучения есть все составляющие: ВУЗ может предоставить материально-техническую базу (аудитории), разработать рабочую программу и рекомендации. Добровольчество интерактивно по сути своей; доброволец выступает в качестве одного из субъектов социальной интеракции, от подготовки которого зависит успешность волонтерской акции в целом. В качестве базового подхода к специальной подготовке волонтеров выступает компетентностный подход.

Добровольческие программы могут существовать как сами по себе, так и внутри каких-либо благотворительных и некоммерческих организаций. В любом случае, они всегда тесно связаны с наиболее острой социальной проблематикой, поэтому зачастую не остаются локальными инициативами и довольно быстро приобретают изрядное количество сторонников (конечно, при условии грамотной координации). Очевидно, что деятельность по подготовке, обучению сегодня является одним из основных направлений работы с социальными добровольцами: но пока не понятно, кто должен быть ответственен за эту деятельность и организовывать ее постоянную работу.

Вузы, такие как наш, имея необходимую базу (материально-техническую, педагогический состав и методическую) готовы обучать будущих социальных добровольцев. Однако функции контроля и организации, наверное, должны взять на себя заинтересованные организации – СОНКО, предоставляющие социальные услуги и формирующие отряды добровольцев, а также министерства и ведомства, заинтересованные в труде добровольцев в своих подразделениях.
Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта: нами была разработана 32 часовая образовательная программа по подготовке социального добровольца, произведен набор лиц, изъявивших желание стать социальными добровольцами из числа обучающихся в КИУ (ИЭУП) в гг. Казани и Нижнекамске, после теоретического обучения, слушатели «Школы социального добровольца» прошли практику в организациях и учреждениях социального обслуживания населения, по результатам обучения лучшие из них представили эссе, где попытались описать свои впечатления от работы в качестве социального добровольца, в рамках проекта была разработана анкета слушателя «Школы социального добровольца», состоящая из входной и выходной частей, используя её был проведен опрос слушателей «Школы социального добровольца»

В рамках реализации проекта «Школа социального добровольца» были выработаны критерии, предъявляемые к работе социального добровольца.

Критерии, предъявляемые к добровольцам в работе с пожилыми людьми:

1.      Толерантность к людям пожилого возраста и инвалидам;

2.      Наличие мотивации и желания осуществлять волонтерскую деятельность с данной целевой группой;

3.      Наличие навыков коммуникативного общения с возрастной аудиторией;

4.      Знание основ геронтологии;

5.      Умение оперативно принимать решения и включаться в организационный процесс;

6.      Организаторские способности;

7.      Эмпатия.

Критерии, предъявляемые к добровольцам в работе с детьми-инвалидами:

1.      Толерантность к детям-инвалидам;

2.      Наличие мотивации и желания осуществлять волонтерскую деятельность с данной целевой группой;

3.      Наличие навыков коммуникативного общения с данной аудиторией (включая родителей детей);

4.      Знание основных понятий: «инвалидность» и «реабилитация»;

5.      Умение оперативно принимать решения и включаться в организационный процесс;

6.      Организаторские способности;

7.      Эмпатия.

Применение данных критериев является, на наш взгляд, обязательной при подборе добровольцев для работы в организациях и учреждениях социального обслуживания населения и т.д.
Отчеты по проекту
07 Июня 2018

С 1 мая 2018 года вступают в силу изменения в законодательстве: Федеральным законом от 05.02.2018 N 15-ФЗ Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» наименование Закона излагается в новой редакции – «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве). Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего законодательства.

Добровольчество (волонтерство) представляет собой сложное явление, о чем свидетельствует тот факт, что в науке и практике существуют различные трактовки этих понятий: форма социальной активности граждан; мало специализированный труд; социальная практика и др. Иными словами добровольчество определяется как в широком, так и в узком смысле. Однако единое понимание наблюдается при определении специфики добровольчества – это добровольный и неоплачиваемый вид деятельности. Кроме этого, ряд исследователей в качестве специфики указывают на непрофессиональный характер добровольчества, что предполагает широкое вовлечение различных категорий граждан.

В настоящее время добровольчество как ресурс социальной поддержки все чаще используется в практике учреждений и организаций, работающих с разными нуждающимися категориями граждан. Во многом это связано с тем, что данный вид деятельности играет определенную роль в социализации, позволяя молодежи эффективно интегрироваться в жизнь не только местного сообщества, но и выходить на международный уровень. Так, во многом благодаря организации и проведению Универсиады (Казань, 2013 г.), Олимпиады (Сочи, 2014 г.) молодежь получила возможность проявить себя в качестве спортивных волонтеров, чей труд традиционно отмечается на специальных церемониях. Эффективность реализации мероприятий, к которым привлекаются волонтеры, зависит не только от качества реализованных волонтером функций, но и от характера эмоций, сопровождающих волонтерство как деятельность.

В ходе проекта «Школа социального добровольца» наш интерес был сосредоточен прежде всего на студентах КИУ, из числа которых в начале были отобраны 40 человек (20 в Казани, 20 – в Нижнекамске). Сам проект, его инициация были обусловлены, в том числе, запросами на добровольцев со стороны учреждений сферы образования и социальной защиты для конкретных категорий (пожилые люди, дети-сироты).

Было решено, что для организации обучения есть все составляющие: ВУЗ может предоставить материально-техническую базу (аудитории), разработать рабочую программу и рекомендации. Добровольчество интерактивно по сути своей; доброволец выступает в качестве одного из субъектов социальной интеракции, от подготовки которого зависит успешность волонтерской акции в целом. В качестве базового подхода к специальной подготовке волонтеров выступает компетентностный подход.

Добровольческие программы могут существовать как сами по себе, так и внутри каких-либо благотворительных и некоммерческих организаций. В любом случае, они всегда тесно связаны с наиболее острой социальной проблематикой, поэтому зачастую не остаются локальными инициативами и довольно быстро приобретают изрядное количество сторонников (конечно, при условии грамотной координации). Очевидно, что деятельность по подготовке, обучению сегодня является одним из основных направлений работы с социальными добровольцами: но пока не понятно, кто должен быть ответственен за эту деятельность и организовывать ее постоянную работу.

Вузы, такие как наш, имея необходимую базу (материально-техническую, педагогический состав и методическую) готовы обучать будущих социальных добровольцев. Однако функции контроля и организации, наверное, должны взять на себя заинтересованные организации – СОНКО, предоставляющие социальные услуги и формирующие отряды добровольцев, а также министерства и ведомства, заинтересованные в труде добровольцев в своих подразделениях.